Особенности обустройства японского жилья, которые нам сложно понять
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Измерение площади квартиры
Численной характеристикой площади японского жилья традиционно являются не более привычные квадратные метры или футы, а татами. Причем татами (дзё) – это не единица измерения в привычном понимании, а циновка (мат, матрас) имеющая стандартные размеры 90х180 (1,62 м²), хотя бывают и отклонения в ту или другую сторону.
Возникает резонный вопрос: «А как определить размер комнаты, если циновка не помещается?» Как оказалось, ответ очень прост. Таких помещений просто не существует, ведь еще вначале проектирования закладываются именно размеры татами и половинчатых вариантов нет. Так что если владелец пожелает застелить весь пол матами стандартного размера, у него это легко получится сделать без зазоров и всяких подворачиваний.
Интересный факт: В технической документации на квартиру площадь указывается тоже в татами.
2. Разделение пространства
Для японцев очень важно разделение жилища на внутреннее пространство дома и то, что должно остаться снаружи. Другими словами, ни один человек не должен заходить внутрь дома в уличной обуви, но в большинстве случаев оставлять сандалии/кроссовки и т. д. за пределами жилья не получится. Для того, чтобы отделить внутреннее пространство, японцы придумали особенную прихожую – (гэнкан). Это, как правило, крошечное пространство при входе, расположенное на уровень ниже, чем пол в остальной части жилища. Таким образом владельцы стремятся подчеркнуть, что гэнкан – отдельная зона.
3. Отсутствие центрального отопления
Рассматривая фотографии квартир японцев, всегда бросается в глаза, что напрочь отсутствуют радиаторы отопления. У многих при этом возникает мысль, что они придумали что-нибудь эдакое, встраивая их в стены или полы, но это не так. Как оказалось, в стране не существует понятия центрального отопления, газового снабжения и подачи горячей воды. Исключение составляет единственная префектура Хоккайдо, где преобладают суровые погодные условия.
Остальным же приходится выкручиваться самим, наполняя жилище различной обогревательной техникой и предметами, а также водонагревательным оборудованием. Чаще всего японцы используют кондиционеры и конвекторы (электрические, масляные и керосиновые), но встречаются и такие «дикие» для россиян способы, как обогрев с помощью газовых установок в виде баллонов, закрепленных на фасадах домов.
Ряд уличных баллонов действуют на несведущего человека действительно устрашающе, но это оборудование ничем не опасней централизованной подачи газа, ведь личные установки оснащены всеми необходимыми системами безопасности и «умными» технологиями. Так что владельцу жилья остается лишь внести свой график работы в систему, а она сама отключит подачу газа, электричества или керосина, когда все покидают квартиру, а за час-другой до возвращения хозяев домой включит отопительные приборы.
В межсезонье японцы стараются использовать менее затратные способы обогрева. Это могут быть электроодеяла, электроковрики или традиционный стол котацу, под крышкой столешницы которого вмонтированы системы обогрева, а вокруг закреплено теплое одеяло. Таким нехитрым приспособлением многие века обогревались семьи японцев, усаживаясь поудобней за общий стол в холодные вечера. В более теплую пору, когда можно сэкономить на энергоресурсах, японцы предпочитают спать в теплых пижамах. Так что можно считать, что этот народ стал законодателем моды в создании теплых комплектов белья, особенно популярных среди детей и молодежи, ведь в большинстве случаев на них изображены любимые герои аниме или мультфильмов.
4. Экономия пространства и ресурсов
Японцы знатные экономисты, которые предпочитают рациональность и функционал помпезности и моде. Неудивительно, что в их квартирах под ванные комнаты и туалет выделяется очень мало места. Отсюда максимальная компактность сантехнического оборудования, которое в свою очередь оснащено различными «умными» технологиями. Особенного внимания заслуживает обустройство крошечных туалетов, где устанавливается «умный» унитаз, в бачок которого вмонтирован рукомойник. Мало того, что это рационально и удобно, ведь помыть руки правильней всего именно в туалете, так еще и получается сэкономить на воде, поскольку она уходит не в канализацию, а в смывной бачок.
Круги отдельных унитазов в Японии – это универсальное оборудование, которое оснащено функцией подогрева сидения, управляемое с пульта (немаловажно в неотапливаемом помещении). В него также вмонтированы подсветка (иногда музыкальное сопровождение), датчик движения, позволяющий поднимать и опускать крышку унитаза автоматически. Встроенные системы позволяют контролировать напор и подачу воды нужной температуры для проведения гигиенических процедур, а также происходит управление функции автоматического смыва и дезодорирования.
Учитывая все вышеперечисленное, неудивительно, что Япония впереди планеты всей в сфере разработок бытовой техники, имеющей управляемые функции автономного подогрева. Благодаря японским изобретателям мы имеем стиральные машинки-автоматы, посудомоечные машины, системы «теплый пол» и много другое, что значительно облегчает наш быт и экономит время, деньги и нервные клетки.
Японские изобретатели, дизайнеры и инженеры озабочены не только улучшением быта, они уделяют особое внимание и комфорту путешествующих наземным транспортом. Узнать, на что же они идут ради привлечения туристов в экскурсионные поезда можно здесь.
Японские дома: особенности традиционного жилья и современного проекта
Япония – страна традиций, что прослеживается и в домостроении: строительные технологии жилья неукоснительно следуют древним принципам минимализма и близкой связи с природой. Современные японские дома, как и встарь, возводятся по каркасной технологии, довольно сложной с технической точки зрения. Поэтому западные проекты в японском стиле чаще всего являются несколько упрощенным вариантом. Разбираемся, как возникли японские строительные традиции, какие дома строят в Японии, и какие проекты реализуются в России.
Традиции домостроения по-японски
Климат японского островного государства морской, мягкий и в основном теплый. Но этот подарок судьбы уравновешен повышенной сейсмоактивностью. Японию регулярно трясет, и это не могло не отразиться на философии ее жителей: они стойко переносят любые погодные невзгоды от землетрясений до тайфунов.
Условия жизни сформировали особый тип домостроения: практически все дома издавна возводились по технологии деревянного каркаса. Оригинальная архитектурная концепция была выработана для святилищ и храмов. Ее приемы оказались удачными (в Японии есть храмы с личным возрастом в тысячу с лишним лет), и были заимствованы для жилых построек.
Очевидно, опытным путем было установлено, что каркасные стены наиболее устойчивы к землетрясениям. Древние храмы перенесли, покачиваясь, тысячи толчков без малейшего вреда для себя. Сегодня в городах строятся небоскребы со стальными каркасами, способные выдержать десятибалльные толчки, но большинство малоэтажных построек возводятся по старинке.
Причина такой приверженности традициям понятна и практична. Жизнь в тонкостенных каркасных постройках стала возможной благодаря теплым течениям и мягкому климату. Каркас, благодаря упругости дерева, амортизирует толчки, и. даже если разрушается, то дает большую вероятность спасения, чем тяжелые строительные материалы.
Особенности традиционного жилья
В традиционных конструкциях опорная стена возводилась из дерева и земли, остальные представляли собой деревянный каркас со съемными или раздвижными панелями-ширмами. Деревянный каркас ширмы обтягивался рисовой бумагой. Если дом разрушался, восстановление было быстрым и недорогим.
Известно несколько стилей традиционного японского жилья; всем им присущи следующие особенности:
- Материалы. Кроме дерева использовался бамбук, солома, глина. Камень, если и применялся, то только для фундамента, чаще в храмах и зажиточных домах.
- Крыша. Строилась с опорой на деревянные балки, была заостренной или прямой; ее крыли соломой или черепицей.
- Стены. Внешние стены строили из дерева и земли. Внутреннее пространство делили с помощью передвижных ширм – фактически, свободная планировка.
- Пол. Он мог быть земляным или деревянным (в последнем случае его приподнимали на сваях на 0,5-0,7 м). Пол покрывался циновками (татами), сплетенными из бамбука или рисовой соломы.
- Окна и двери. Не считая главного входа, окна и двери могли менять расположение, ведь их роль играли передвижные ширмы.
Каркасные панели-ширмы, раздвижные или съемные, позволяли гибко регулировать освещенность внутреннего пространства и одновременно стирали границы между рукотворной постройкой и природой. Наполнение дома, мебель и декор, по сравнению с европейским жильем, было скромным, если не сказать – скудным.
Мебель изготавливалась из древесины, и ее было мало. Японские дома внутри наполнялись следующими предметами:
- Котацу. Экономное отопительное устройство в виде покрытого одеялом низкого стола, под которым ставили источник тепла. Когда-то это была жаровня с углями, сейчас ее заменяет безопасный электрический обогреватель.
- Шкафы. Всегда делались встроенными.
- Тансу. Мобильный (на колесиках) средневековый комод или сундук. В нем хранили особо ценные вещи и книги; в случае опасности (например, пожара) тансу выкатывали на улицу.
- Декор. Использовался ограниченно. В аристократических домах имелась токонама – альков или ниша в стене. Внутри располагался свиток с живописью или каллиграфической надписью, цветочная композиция (икебана). В качестве украшения использовалась керамика, курильницы для благовоний, подсвечники.
Какие дома строят в современной Японии
В частном домостроении по-прежнему разрешается только каркасное строительство. Вместе с тем, постройки стали разнообразнее, и японцы могут выбирать из трех вариантов:
- Традиционное жилье. Возводится по канонам: только из подобающих традиции материалов. Для каркаса используют массивный брус, для стен – рисовую бумагу и тонкие дощечки. Элементы конструкции связываются при помощи деревянных соединений. Таких домов строят все меньше, по причине дороговизны.
- Современные каркасники. В Японии они выглядят так же, как в Канаде или США. Внутри и снаружи это привычный для нас дом, возведенный по одной из каркасных технологий, практичный и недорогой.
- Дома оригинального стиля. Это те же каркасные постройки, но оформлены они в стиле минимализма или футуризма, с использованием современных материалов и зеркальных поверхностей
Обязательный штрих всех проектов – связь с природой. Даже в мегаполисе, в самом маленьком внутреннем дворике найдется место для мини-сада, и это, скорее, не декоративный прием, а философская концепция с глубоким символизмом. Японский сад создается для созерцания, ощущения единения с природой. Поэтому ценится не нарочитая красота растений, а их естественность.
Адаптация проектов в японском стиле под современные условия
Развитие технологий и появление новых материалов сказывается на архитектуре и дизайне частных домов. Они постепенно, но неотвратимо меняются под давлением следующих тенденций:
- Земля в Японии (особенно в городах) дорогая, поэтому предпочтение (часто это необходимость) отдается двух- и трехэтажным постройкам.
- Прослеживается стремление к выделению своего пространства для каждого члена семьи. Open space – привилегия больших домов.
- Жизнь среди передовых технологий накладывает отпечаток на вкусы японцев: многим нравятся футуристические проекты с нестандартной планировкой и сложной геометрией.
Таким образом, средний японский дом состоит из двух-трех этажей; спальни находятся сверху, так обеспечивается хоть какая-то панорама из окна. Внизу может располагаться место для автомобиля (чаще это парковка, а не гараж), кухня, общая зона или гостевая комната.
Интересно, что в большинстве городов (не говоря о сельских местностях) централизованное отопление отсутствует как класс; к домам подводится только холодная вода. Поэтому японцы сами греют воду и обогревают жилье, используя газовые и электрические нагреватели, инфракрасные панели.
Изменения в интерьере
Интерьер современных жилых домов представляет причудливую для глаза европейца смесь местных и европейских черт. Японский дом изнутри включает следующие элементы:
- Площадь хозяйственных помещений сокращается, и за счет этого появляется возможность выделить для каждого члена семьи отдельную комнату.
- Много домов с традиционными татами, но встречаются и напольные покрытия из современных материалов (в санузлах всегда используется плитка). Часто переднюю комнату оформляют в западном стиле, а в глубине дома дизайн остается традиционным.
- Не редкость европейская (высокая) мебель: диваны, столы, комоды. В домах с высокой мебелью татами не используют: они продавливаются под нагрузкой.
- В традиционных интерьерах предпочтение отдается темной древесине, в современных – светлой. Для отделки стен предпочитают использовать штукатурку или обои с имитацией ее фактуры.
Что учесть при разработке проекта
В представлении россиян японские дома обязательно имеют традиционные или футуристические черты, а во внутренней обстановке прослеживаются черты минимализма, близости к природе и экологичности. Отчасти это, конечно, так, но надо понимать, что жить в подобной обстановке сможет человек, которому не чужда культура Японии.
Намного перспективнее разработать проект-стилизацию, куда включить отдельные акцентные детали. В разработке каркасного проекта в японском стиле можно использовать следующие элементы:
- Чтобы придать дому традиционные черты, выбирается крыша характерной формы. Если вам нравится технологичность, подойдет дом в стиле минимализма.
- При традиционном проектировании стоит сохранить открытое пространство. Для разделения его на комнаты устанавливаются ширмы. В строительстве используются легкие материалы: доска, клееный брус.
- Для поддержания стиля полезно использовать для наружной отделки характерные детали, например, обожженную по японской технологии древесину.
Видео описание
О том, как живут японцы за городом, в следующем видео:
Желательные атрибуты дома в японском стиле
Стилизация японского дома внутри и снаружи будет выглядеть более естественной со следующими деталями:
- Ландшафтный дизайн вокруг дома в японском стиле – натуральные материалы, естественные линии, гармония камней, воды и растений.
- Если на участке есть водоем, дом можно спроектировать частично над водой.
- Одна или несколько террас приблизят дом к японскому идеалу.
- Стилизация интерьера включает тщательный подбор мебели и декора, с акцентными деталями. Он должен получиться сдержанным, в природной цветовой гамме, предпочтение отдается простым, геометричным предметам обстановки.
- Важна идея объединения внутреннего и внешнего пространства, поэтому приветствуются использование стеклянных поверхностей (например, панорамных окон).
- Если есть желание, проектируются разноуровневые полы и потолки.
Видео описание
О том, как строят частные дома в Японии, в следующем видео:
Коротко о главном
Японские дома формировались в сейсмоопасных, с одной стороны, и благодатных, с другой, природных условиях. Их привлекательность заключается в незагруженном пространстве и близости к природе.
В современных проектах используются традиционные наработки в комбинации с новыми технологиями и материалами. По-прежнему используется каркасная технология, дом может сохранять отдельные исторические черты. В других проектах отдают предпочтение современному минимализму или футуризму.
Чтобы жилье в японском стиле выглядело достоверно, его стилизуют при помощи подходящих материалов, дополняют террасой, организуют сад камней.
Традиционные дома в Японии
Для японцев дом – это место, где человек чувствует себя защищенным. Личное пространство в Японии ценится, наверное, больше, чем в других странах. Поэтому издавна жилье имело некоторые особенности, о которых мы расскажем.
Table of Contents
Как устроено традиционное жилье?
В Японии есть домашние обычаи. Они непосредственно связаны со структурой дома. Чтобы лучше понять, как устроено жилье, проведем виртуальную экскурсию.
Заходим в гэнкан. Это японская прихожая, где хозяевам дома и гостям нужно снимать обувь, которую затем ставят носком в сторону входной двери. В традиционных домах есть небольшое возвышение в прихоже. На него уже следует ступать без обуви.
Идем в комнату – васицу. Обычно в традиционном жилье главная комната разделяется с помощью внутренних стен, которые называются фусума. Их делают из легкого материала: на деревянную основу натягивается рисовая бумага. Традиционный японский дом не имеет кровати. Вместо нее на ночное время из осиирэ (шкафа) доставали футон. Футон – это матрас для сна, который утром прятали в шкаф.
Когда синтоизм как одна из основных религий играла важную роль в жизни населения Японии, в домах присутствовала камидана (ниша для ками). Тут люди могли читать молитвы, благодарить за то, что они имеют, хороший урожай и благополучие.
Одна из характерных черт японского жилья – гармония с природой. Тут нет четкого разделения на дом и отдельно сад. Отсюда и устройство коридоров: по всему периметру дома они ведут в сад.
Особенности традиционных домов в Японии
Несмотря на то, что традиционное жилье осталось только в душе народе, но некоторые характерные обычаи и особенности остались до сих пор. Они значительно видоизменились, но суть осталась та же, что и несколько столетий тому.
Из основных особенностей японских традиционных домов выделяем:
- минимализм. Японцы всегда стремились к минимализму во всех его проявлениях. Эта особенность наиболее четко прослеживается в оформлении комнат: минимум мебели и декора. Важно было, чтобы мебель была практичной, а декор в виде статуэток приносил душевное спокойствие владельцу;
- легкие материалы. Для японского традиционного дома характерно использование легких материалов в интерьере. За основу брали дерево, рисовую бумагу. С помощью этих материалов японцы разделяли домашнее пространство на отдельные зоны;
- взаимосвязь человека и природы. Помимо натуральных материалов, японцы не отделяли природы от домашнего пространства. Сад и двор всегда считался полноценной частью жилья;
- личное пространство. Этот фактор считается основополагающим всех особенностей традиционного японского жилья. В доме важно ощущать максимальный комфорт, чувствовать себя спокойно и умиротворенно.
Минка – деревенский дом
Наиболее популярное жилье для крестьян и ремесленников называется минка. В таких домах жили не самые богатые семьи. Тем не менее минки наполнены духом простого народа, его традициями. Именно такие дома передают состояние души народа в определенную эпоху.
Минка подходила для проживания в Японии по многим причинам. Они строились не особо высокими. Это помогало спокойно переживать землетрясения. Климат также способствовал появлению таких домов. Зимой прохладно, но не особо холодно ( за исключениям острова Хоккайдо), летом – жарко и высокая влажность. Отсюда и материалы для строительства минки – дерево и солома.
Основу дома полностью делали из дерева. Поэтому особенно часто минки встречаются в горной местности, где склоны покрыты лесами. Внутри домашнее пространство не разделено отдельными стенами. Эта традиция осталась в быту до сих пор: некоторые предпочитают жить в домах с одной комнатой, разделенной на зоны.
Традиции родом из деревенской минки перекочевали сквозь века до современного населения, которое с уважением относится к традициям.
Минка (традиционный японский дом) и особенности современного японского жилища
Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.
В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.
Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).
В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».
Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.
«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.
Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.
Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.
Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.
Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).
На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.
Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.
Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.
Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.
Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.
Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.
Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.
Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.
Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.
Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.
В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.
Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами. Площадь одного татами — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.
Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).
Спят в традиционных японских домах на матрацах — футонах, которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.
Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.
В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.
Мотивация стиля
Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.
При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!
Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.
Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.
Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.
У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?
В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.
Внутренний мир
В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.
Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.
Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.
Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.
Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.
Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.
Японский стиль
Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.
Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.
Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.
После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.
По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.
Современное жилье в Японии
Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.
Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).
В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.
В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.
В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде — она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.
В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.
Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.
Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.
Основное средство передвижения в больших городах — общественный японский транспорт (метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля — с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов — Синкансэн.
Домашний адрес
Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно («третий дом от развилки после супермаркета») или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.
Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.