Юстировочные винты рояля для чего нужны
Перейти к содержимому

Юстировочные винты рояля для чего нужны

  • автор:

Тема: Регулировка механики рояля

Постоянный участник Регистрация 28.04.2008 Адрес SPb Возраст 56 Сообщений 685

Регулировка механики рояля

Подскажите, пожалуйста, литературу или ссылки в инете на эту тему. Интересует не тупые стандарты в мм на допуски, а именно толковое описание работы механики рояля. В принципе, и сам уже со всем почти разобрался, но хотелось бы кое-что еще подузнать.

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Записи в дневнике
  • Домашняя страница
  • Просмотр статей

Новичок Регистрация 02.02.2009 Адрес Москва Сообщений 36

Re: Регулировка механики рояля

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Записи в дневнике
  • Просмотр статей

Постоянный участник Регистрация 28.04.2008 Адрес SPb Возраст 56 Сообщений 685

Re: Регулировка механики рояля

Сообщение от tunerpiano

Система разновидности Эрара. Точнее сказать не могу, потому как не знаю. Да и не особо принципиально. Устройство различных механик с двойной репетицией примерно одинаково. Поэтому, поняв суть одной, несложно понять и остальные.

Сообщение от tunerpiano

Купил новый рояль, который совершенно (!) не отрегулирован. (. Если можно, не ставьте сразу под сомнение такое высказывание — это действительно правда). Название инструмента оглашать не хотелось бы, чтобы не портить репутацию хорошим людям.

Сообщение от tunerpiano

1. В разных источниках написаны совершенно противоречивые вещи. В одних сказано, что гаммерштили должны лежать на гамеррлейстике. В других — не доходить до него на 4-5 мм. Последнее очень странно, потому как цель гаммерлейстика теряется, да и ощущения неуспокоившегося резонанса механики присутствует и мешает.

2. Хотелось бы побольше узнать про регулировку репетиционного рычага. От регулировки абника сильно зависит ощущение отдачи, если так можно выразиться.

3. Ну и устал я изобретать велосипеды (хотя и продолжаю это делать постоянно). Хотелось бы услышать стороннего опыта.

Книг нигде не нашел (что не удивительно), информации в интернете почти нет, хороших мастеров я не видел (это, конечно, не означает, что их нет, но и не означает, что их много, поскольку редко можно увидеть инструмент, вышедший из питерской мастерской, на котором можно играть).

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Записи в дневнике
  • Домашняя страница
  • Просмотр статей

Старожил Регистрация 27.01.2005 Адрес Germany, Berlin Сообщений 2,928

Re: Регулировка механики рояля

Сообщение от Nanuhi

Гаммерштили с молоточками не должны всем весом лежать на гаммерлейстике по нескольким причинам:
1 — Во-избежании шпиллерлюфта (между шпиллером. находящемся на фигуре и барабанчиком гаммерштиля)
2 — Во-вторых ограничить работу репетиционного рычага, чтобы он сильно не проваливался вместе с молотком при возврате молоточка после удара по струне, и в этом случае гаммерлейстик играет роль амортизационной подушечки. Поэтому небольшой зазор просто необходим, да и кроме того, когда молоточки лежат прямо на гаммерлейстике, то возможны дополнительные стуки и скрипы самого гаммерлейстика после отскока молоточка от струны.

3- Абкник регулируется только а 1 мм (то есть плавный соскок гаммерштильного барабанчика со шпиллера на коромысло репетиционного рычага, (если соскальзывания на рычаг нет, то он так и останется сидеть на шпиллере) и в этом случае репетиционный рачаг функцию свою толком выполнять не будет. Точнее, пропадает эффект пружины и возврата к репетиции молоточка, то есть моментальной готовности повторить удар по струне.
4 — Винт или пружина репетиционного рычага регулируется таким образом, чтобы при плавном опускании клавиши молоточек как-бы немного активно (но не слишком резко во — избежании дребеллирования и повторного касания со струной. ) подпрыгнул по направлению к струне.
То есть смысл регулирования репетиционного рычага опять же сводится к тому, чтобы максимально ускорить повтор звука при исполнения трелей или репетиций с ПОЛОВИННОГО хода клавиши, а точнее — при повторе звука клавишу освобождать не до конца, а только до половины.

А теперь о самой регулировке всего этого хозяйства:
Разумеется, нужна прежде всего ОЧЕРЕДНОСТЬ операций по регулировке. Мы сейчас не говорим о регулировке механики, о предварительном выстраивании молоточков, их расстоянии от струн (штайнунге), правильности подъема по направлению к струне, необходимом угле касания, центровке шпиллера, фенгеров и т.д. То что изначально производится на фабриках. Речь идет только о регулировке репетициционного рычага.
Часто даже опытные настройщики путают последовательность регулировки, и таким образом нарушают тонкую взаимосвязь всего процесса, не достигнув нужного идеального результата.
Смотрите, что получается: Ведь когда мы говорим о регулировании самой пружины рычага, то часто забывают, что прежде то регулируется фенгер клавиши, расстояние от струны молоточка при отскоке, площадь захвата фенгера пяточки молоточка, угол, и т.д. Ведь молоток-то после удара захватывает сначала фенгер, а уже потом в момент опускания клавиши начинает работать репетиционный рычаг.
Следовательно, если точно не отрегулирован фенгер, то начинать работать с самим репетиционным рычагом бессмысленно, правильного результата Вы никогда не достигнете.
Далее, регулировка абкника. Опять же многие часто неправильно работают в этот важный момент с самой клавишей. Регулировка абкника производится ВНЕ связи с фенгером клавиши, то есть фенгер вообще в этом случае не должен быть в работе. А производится о точная работа с верхним коромыслом самого репетиционного рычага и гаммерштиллем молоточка. Последовательность такая:
Очень плавно нажимаете клавишу, (разумеется. нужны очень чувствительные пальцы. ) далее ауйслейзер (ограничитель) заставляет работать хвост шпиллера, чтобы тот вышел из-под барарбанчика гаммерштилля в нужный момент, при подходе молоточка к струне за 1мм от неё, и только после этого молоточек должен плавно соскочить или соскользнуть на репетиционный рычаг, упасть примерно на 1 миллиметр. Фенгер клавиши в этот ни в коем случае не должен работать! Только в этом случае можно точно отрегулировать винт абкника.
А если в самом начале Вы будете грубо и резко нажимать клавишу, то приведете в работу фенгер клавиши, екоторый помешает регулировке абкника.
С другой стороны, если сначала начнете регулировать пружину рычага, то Вам после этого будет очень трудно заняться абкником из-за слишком активной работы пружины.
Практика работы регулировки должна быть огромной, многие моменты производятся интуитивно, иногда даже приходится нарушать параметры регулировки для достижения необходимой плавности работы всего механизма, , скажем жертвовать первоначальным расстоянием (штайнунгом) между струнами и молоточками после шлифовки, и т.д., чтобы сохранить точность работы механики, плавного взаимодействия всех её узлов.
Игра на рояле должна давалть пальцам максимальный комфорт и связь не только с клавишами, но и со всем инструментом.

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Записи в дневнике
  • Просмотр статей

Постоянный участник Регистрация 28.04.2008 Адрес SPb Возраст 56 Сообщений 685

Re: Регулировка механики рояля

Сообщение от Барго

Гаммерштили с молоточками не должны всем весом лежать на гаммерлейстике по нескольким причинам:
1 — Во-избежании шпиллерлюфта (между шпиллером. находящемся на фигуре и барабанчиком гаммерштиля)
2 — Во-вторых ограничить работу репетиционного рычага, чтобы он сильно не проваливался вместе с молотком при возврате молоточка после удара по струне, и в этом случае гаммерлейстик играет роль амортизационной подушечки. Поэтому небольшой зазор просто необходим, да и кроме того, когда молоточки лежат прямо на гаммерлейстике, то возможны дополнительные стуки и скрипы самого гаммерлейстика после отскока молоточка от струны.

3- Абкник регулируется только а 1 мм (то есть плавный соскок гаммерштильного барабанчика со шпиллера на коромысло репетиционного рычага, (если соскальзывания на рычаг нет, то он так и останется сидеть на шпиллере) и в этом случае репетиционный рачаг функцию свою толком выполнять не будет. Точнее, пропадает эффект пружины и возврата к репетиции молоточка, то есть моментальной готовности повторить удар по струне.
4 — Винт или пружина репетиционного рычага регулируется таким образом, чтобы при плавном опускании клавиши молоточек как-бы немного активно (но не слишком резко во — избежании дребеллирования и повторного касания со струной. ) подпрыгнул по направлению к струне.
То есть смысл регулирования репетиционного рычага опять же сводится к тому, чтобы максимально ускорить повтор звука при исполнения трелей или репетиций с ПОЛОВИННОГО хода клавиши, а точнее — при повторе звука клавишу освобождать не до конца, а только до половины.

А теперь о самой регулировке всего этого хозяйства:
Разумеется, нужна прежде всего ОЧЕРЕДНОСТЬ операций по регулировке. Мы сейчас не говорим о регулировке механики, о предварительном выстраивании молоточков, их расстоянии от струн (штайнунге), правильности подъема по направлению к струне, необходимом угле касания, центровке шпиллера, фенгеров и т.д. То что изначально производится на фабриках. Речь идет только о регулировке репетициционного рычага.
Часто даже опытные настройщики путают последовательность регулировки, и таким образом нарушают тонкую взаимосвязь всего процесса, не достигнув нужного идеального результата.
Смотрите, что получается: Ведь когда мы говорим о регулировании самой пружины рычага, то часто забывают, что прежде то регулируется фенгер клавиши, расстояние от струны молоточка при отскоке, площадь захвата фенгера пяточки молоточка, угол, и т.д. Ведь молоток-то после удара захватывает сначала фенгер, а уже потом в момент опускания клавиши начинает работать репетиционный рычаг.
Следовательно, если точно не отрегулирован фенгер, то начинать работать с самим репетиционным рычагом бессмысленно, правильного результата Вы никогда не достигнете.
Далее, регулировка абкника. Опять же многие часто неправильно работают в этот важный момент с самой клавишей. Регулировка абкника производится ВНЕ связи с фенгером клавиши, то есть фенгер вообще в этом случае не должен быть в работе. А производится о точная работа с верхним коромыслом самого репетиционного рычага и гаммерштиллем молоточка. Последовательность такая:
Очень плавно нажимаете клавишу, (разумеется. нужны очень чувствительные пальцы. ) далее ауйслейзер (ограничитель) заставляет работать хвост шпиллера, чтобы тот вышел из-под барарбанчика гаммерштилля в нужный момент, при подходе молоточка к струне за 1мм от неё, и только после этого молоточек должен плавно соскочить или соскользнуть на репетиционный рычаг, упасть примерно на 1 миллиметр. Фенгер клавиши в этот ни в коем случае не должен работать! Только в этом случае можно точно отрегулировать винт абкника.
А если в самом начале Вы будете грубо и резко нажимать клавишу, то приведете в работу фенгер клавиши, екоторый помешает регулировке абкника.
С другой стороны, если сначала начнете регулировать пружину рычага, то Вам после этого будет очень трудно заняться абкником из-за слишком активной работы пружины.
Практика работы регулировки должна быть огромной, многие моменты производятся интуитивно, иногда даже приходится нарушать параметры регулировки для достижения необходимой плавности работы всего механизма, , скажем жертвовать первоначальным расстоянием (штайнунгом) между струнами и молоточками после шлифовки, и т.д., чтобы сохранить точность работы механики, плавного взаимодействия всех её узлов.
Игра на рояле должна давалть пальцам максимальный комфорт и связь не только с клавишами, но и со всем инструментом.

Барго, большое спасибо за пояснения.

Некоторые моменты до этого я представлял немного иначе. Хотя и не в разрез с Вашими разъяснениями. Абник я отстраивал так, чтобы шпиллер без труда "взводился" заново при ослаблении давления на клавишу.

п4. Пружину трогать боюсь. Но там, кажется, и так все более-менее нормально.

По поводу отступления от стандартов. Очень рад, что существуют единомышленники в мире. В действительности не всегда можно говорить о миллиметрах, если дело идет о материи. Ауслезер я всегда регулировал, добиваясь отсутствия двойных ударов (или прижимов молотка к струне) при различных нюансах динамики. Мне кажется этот способ положительнее.

Собственно, все началось с того, что на моем новом инструменте можно было играть только форте. Про пиано даже и намекать не нужно. А пианиссимо — такого не бывает. Плюс ко всему, еще и двойные ноты. Т.е. при одном нажатии происходит два удара. Фенгеры молотков не ловили почти все, а некоторые и стояли не параллельно задней части молотков.

После проделывания всего, что мне казалось логичным, стало возможно играть и пианиссимо. Но пока я еще не полностью доволен. Вот и появились вопросы.

А после Вашего ответа мне теперь кажется, что есть еще что-то, на что мне нужно обратить внимание, и о чем я, возможно, пока не догадываюсь.
Это я про литературу.
Иногда, читая очевидные вещи, открываешь что-то для себя.

Собственно, неудовлетворение от клавиатуры остается в том, что клавиши из-за срыва шпиллеров прожимаются не равномерно. не так, как бы этого хотелось. Ауслезер уже выкручен на максимальную чувствительность, шпиллеры подвел под шульцерные барабаны почти под центр. Но все равно хотелось бы получить более плавного срыва (прожима) на пианиссимо. Короче, хочется Стенвея — тяжелого, но прекрасно управляемого. Тяжелый уже есть, но пока еще не Стенвей.

Юстировочные винты рояля для чего нужны

1. Друк клавиш (глубина опускания по переднему концу) составляе 9,8 мм и регулируется подкладыванием или удалением шайб на передних клавиатурных штифтах.

2. Высота клавиши полутона над клавишей основного тона 12 мм.

3. Штейнунг, высота подъёма молоточка 44-47 мм.

4. Ауслезер 1-2 мм.

5. Абник приблизительно 2 мм.

6. Захват молоточков 15-18 мм от уровня струн.

7. Репетиционная пружина должна быть отрегулирована так, чтобы молоточки при освобождении от захвата плавно поднимались, а не подпрыгивали.

8. Торец шпиллера должен находится на 0,5 мм ниже высоты репетиционного рычага.

9. Между гаммерштилями и молоточным лейстиком должен быть промежуток 3-4 мм.

10. Между клавишами и цирлейстиком должен быть зазор, так, чтобы белые клавиши спереди можно было приподнять из своего нормального положения приблизительно на 2 мм.

11. Демпфера должны подниматься, когда молоточки подойдут к струнам на расстояние примерно 18 мм.

12. Демпферный лейстиг должен ограничивать ход демпферов таким образом, чтобы демпфера при нажатой клавише имели примерно 1 мм свободного хода.

13. Демпфера должны подниматься при нажатой клавише полутона или опущенной правой педали приблизительно на 4-5 мм.

1. Все головки молоточков должны ударять хор струн точно по средине и иметь безупречный ход. Необходимо отрегулировать молоточки и, если нужно, прогреть гаммерштили.

2. Штейнунг (ход молоточка) составляет как правило 43-47 мм.

3. Зазор между торцом шпиллера и кожаной прокладкой выступа шультера — шпиллерлюфт, должен быть очень малым — не более 0,5 мм. Если инструмент старый или низкого качества (как, например, отечественного производства) шпиллерлюфт лучше совершенно устранить, так как выдержать его в допустимых пределах почти невозможно.

4. Ауслезер должен быть 2 мм в дисканте и 3 мм в басу, а в теноровом регистре — в зависимости от модели пианино — 2-3 мм.

5. Демпфера должны начинать подниматься, когда молоточки подойдут к струнам на расстояние примерно 22 мм. Эта регулировка осуществляется креповкой (подгибанием) демпферных ложек.

6. Высота клавиш составляет приблизительно 16 мм от верхнего края клавиатурной рамы до нижнего края клавиши.

7. Высота клавиши полутона над клавишей основного тона 12 мм.

8. Друк клавиш (глубина опускания по переднему концу) составляе от 9,5 до 10 мм (оптимально 9.8 мм) и регулируется подкладыванием или удалением шайб на передних клавиатурных штифтах. При выполнении этой операции необходимо следить за тем, чтобы был достаточный нахдрук клавиш и молоточки равномерно захватывались фенгерами по прямой линии на одинаковом расстоянии, примерно 16 мм, от струн, для чего крепуют фенгерную проволку.

9. Левая педаль (педаль piano / pianopedal — Deutsch / soft pedal — English (GB/USA)) должна, при полном нажатии, с помощью подвижного рулейстига приблизить молоточки на расстояние примерно 30 мм до струн.

10. Правая педаль (педаль forte / fortepedal — Deutsch / sustaining or forte pedal — English (GB/USA) должна иметь начальный люфт, примерно 2мм, между верхним концом педальной палки и лапкой демпферной штанги.

11. Модератор регулируется так, чтобы при нажатом состоянии нижний край фильца располагался примерно на 3 мм ниже линии удара молоточков.

Все операции должны выполняться опытными специалистами, которые знают, как применить общие положения индивидуально для каждого инструмента. Поэтому указания приведены в общей форме и не содержат подробных инструкций.

1. Замена струн.
Здесь следует учесть, что параметры мензуры (включающие толщину, длину, размеры навитой части каждой струны и т. п.) проектируются индивидуально для каждой модели рояля или пианино. Поэтому при замене струны необходимо знать: толщину заменяемой струны, а для навитых струн, используемых в основном в басовом регистре, толщину струнной проволоки, длину/ны и толщину/ны навитой части или частей, расстояние/я от петли до начала навивки или навивок. Лучше всего сохранить порванную струну, чтобы по ней можно было изготовить новую.

2. Замена вирбелей (колков).
Производится когда инструмент плохо держит строй. Довольно дорогая, трудоёмкая и малоквалифицированная работа (нередко профессиональные настройщики отказываются выполнять данную операцию). Здесь следует учесть, что инструмент после этой операции придётся несколько раз настраивать, понадобится регулировка, скорее всего интонировка и конечно же все эти работы займут много времени. Поэтому следует определить целесообразность предполагаемых затрат. Если инструмент плохо держит строй можно подбить колки — это относительно просто. Возможно инструмент после такой операции будет некоторое время держать строй довольно неплохо.

3. Ремонт деки.
Из за нарушений условий эксплуатации (в первую очередь — влажности), а нередко и технологии изготовления, со временем в деке инструмента могут возникать трещины. Эти трещины могут оказывать влияние только на звук (строй инструмента, вирбельбанк, рама, механика и всё остальное от этих трещин почти не зависят). Влияние на звук этих трещин может быть как небольшим (иногда едва заметным), так и весьма значительным. Дека имеет куполообразность придаваемую ей рипками, приклеенными к деке (куполообразность деки мала и визуально не обнаруживается). Для снятия куполообразности и заделки трещин необходим очень сложный и дорогостоящий ремонт, возможный только в условиях мастерских. Цена такого ремонта почти всегда превышает цену подержанного пианино. Заделка трещин деки без снятия куполообразности (в домашних условиях) имеет исключительно косметический характер.

Устройство рояля

Мы все привыкли к тому, что устройство рояля хоть и замысловато, но стандартно. Ведь рояль – это большой черный (белый) ящик, который всегда черный (белый), всегда одной и той же формы, и звучит везде одинаково на всем земном шаре.

Однако, подобная ситуация сложилась относительно недавно, приблизительно к середине ХХ века. А вся предыдущая история развития этого инструмента была наполнена многочисленными поисками, смелыми экспериментами и творческими новаторскими идеями, которые оставляли свой отпечаток на всех компонентах инструмента, меняя в итоге не только его игровые и акустические характеристики, но и его форму и вид.

Составные элементы рояля

История фортепиано начинается в XVIII веке с изобретения итальянским мастером Бартоломео Кристофори первого молоточкового фортепиано, внешне ничем не отличавшегося от клавесина. Но уже к концу столетия этот новый инструмент приобретает свое лицо и настоящее признание, так что его лидерство среди других видов клавишно-струнных инструментов становится уже неоспоримым.

В последующие годы в течение всего XIX века идет бурное развитие инструмента: фортепиано приобретает самые разнообразные формы, появляются на свет множество различных видов и типов этого инструмента. Например, среди фортепиано с горизонтальным расположением струн наряду с роялем (или флигилем (от нем. Flügel), как называли рояль в России до революции) популярностью долгое время пользовались так называемые столообразные фортепиано, совмещавшие в себе достоинства обычного стола и музыкального инструмента. А среди инструментов с вертикальным расположением струн создавались фортепиано с красочными названиями, недвусмысленно говорящими о форме инструмента: «пирамидальное», «жирафовое» фортепиано и проч.

На сегодняшний день фортепиано, как струнный клавишный ударный инструмент, представлен только двумя разновидностями: рояль и пианино (про устройство пианино смотрите здесь).

При этом, идет ли речь о строении современного фортепиано или о его предшественниках, всегда можно выделить пять-шесть основных компонентов, которые непременно будут присутствовать в том или ином инструменте. А именно: Резонансная дека, Клавишный механизм, Деревянный корпус, Стальные струны, Чугунная рама, Педали.

Изображение рояля «в разрезе» с описанием его составляющих дано в конце этой статьи. Если слова «штег», «штульрама» или «рипки» для вас ничего не значат – сначала прочитайте нижеследующий текст, а лишь потом обращайтесь к этой схеме.

Итак, устройство рояля в деталях.

Клавишный механизм

Какой бы привычной и справедливой ни была бы фраза: дека – сердце рояля (поскольку именно она рождает и проецирует звук), все-таки, именно особенности клавишного механизма, а не что-либо другое, дали фортепиано новое исключительное свойство: способность передавать широкую гамму динамических оттенков, плавно переходить от forte к piano и обратно. Прежде всего, именно это нововведение дало возможность фортепиано превзойти всех своих тогдашних конкурентов, и в дальнейшем играть ведущую роль в истории мировой музыкальной культуры.

Клавишный механизм состоит из собственно клавиш (обычно их 88), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики.

Механика рояля включает в себя множество узлов и деталей (в общей сложности порядка 6000 деталей из дерева, металла, кожи и войлока), этой теме посвящены специальные книги, здесь же мы ограничимся рассмотрением только основных компонентов современной рояльной механики.

Как это ни странно, но уже в первом фортепиано итальянского мастера Кристофори (1655, Падуя –1731, Флоренция), в так называемом Gravecembalo col piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»), были придуманы все главные конструктивные элементы и принципы действия механики, которые, претерпев неизбежные изменения и усовершенствования в последующие столетия, применяются и по сей день.

Это чертеж первого ударного механизма фортепиано Кристофори (1711-й год).

Устройство рояля

Главнейшие части механики:
1) Молоточек, головка которого обтянута упругим материалом (первоначально использовалась лосиная кожа), при подскакивании кверху производящий удар по струне, сами молоточки при этом размещались в горизонтальном положении под струнами;
2) Выступ в основании молотка (шультер), за счет которого молоточек приводится в движение;
3) Подталкивающий рычаг особой формы (шпиллер), устроенный таким образом, что после удара молоточка по струне он отводится в сторону, освобождая место для беспрепятственного падения молоточка, тем самым обеспечивая свободное колебание струне;
4) мягкая подложка для молоточков, в состоянии покоя (рулейстик);
5) глушитель (демпфер), освобождающий струну в момент нажатия клавиши и заглушающий ее в остальное время.

Позже (что можно наблюдать по чертежам 1720 г.) Кристофори усовершенствует свою механику, в частности введя в нее устройство, расположенное на конце клавиши для подхвата молоточка после удара, чтобы после возможного подскакивания молоточек не коснулся струны вторично, это устройство стало прототипом современного рояльного фенгера.

Чуть ниже приводится схема и описание действия современного молоточкового механизма рояля.

Тут нужно отметить, что принцип действия и компоненты механизма Кристофори, распознаваемые даже в «навороченной» современной механике, были совсем не единственными. Наряду с подобной системой, основанной на принципе подталкивания молоточка (нем. Stoßzungenmechanik) именовавшейся «английской», существовала также система получившая название «венской» (или «немецкой»), в основе которой лежал принцип подбрасывания молоточка (нем. Prellmechanik).

Этот вид механики применялся у производителей фортепиано вплоть до начала XX века, а частично и позже, составляя серьезную конкуренцию английской механике. О многом говорит тот факт, что такие величайшие композиторы и исполнители как Людвиг ван Бетховен, Иоганн Гуммель, Иоганнес Брамс, Роберт и Клара Шуман, Ференц Лист и многие другие предпочитали именно венские фортепиано. Было, правда, одно исключение – Шопен, чьи симпатии были на стороне английских и французских инструментов.

Английская механика, современный рояль:

Устройство рояля

Данный тип механики можно назвать «английским» с двойной репетицией, поскольку изобретение механизма двойной репетиции было создано как раз на базе английской механики в 1821 году французским мастером Себастьеном Эраром. В последующие годы это изобретение было взято на вооружение многими ведущими производителями, и получило ряд усовершенствований. В наше же время такой тип механики является мировым стандартом. Правда, при сохранении общего принципа механики, у разных производителей она в деталях может варьироваться.

В данном примере использована фигура (1) (сложная деталь, состоящая из нескольких отдельных частей) с пружиной Герца.

Как всё это работает: при нажатии клавиши фигура молоточкового механизма (1) поднимается. Подвижно закрепленный на ней шпиллер (2) передает усилие клавиши на ролик шультера (3), из-за чего молоточек (4) движется вверх. Еще до момента удара молоточка по струне короткое плечо шпиллера (5) надавливает на освобождающую кнопку (6), это заставляет верхушку шпиллера отклониться от своего положения и выйти из-под шультера. Таким образом, непосредственная передача силы удара через шпиллер на шультер прерывается.

В то время как клавиша достигает своего самого нижнего положения, молоточек по инерции преодолевает оставшееся до струны расстояние, отскакивает от нее и останавливается фенгером (7) на середине пути. После того как фенгер отпускает молоточек, репетиционный рычаг (8) поднимает молоточек на столько, чтобы шпиллер (2) мог вернуться в свое начальное положение под роликом шультера молоточка (3). Таким образом, система рычагов клавиши снова готова к новому удару, еще до того как сама клавиша вернулась в свое верхнее положение.

Здесь следует сказать, что подобный механизм двойной репетиции, во-первых, способствует более быстрому повторению звука, что само по себе существенно обогащает технические возможности инструмента, и во-вторых, дает возможность исполнителю связанно извлекать звуки при непрерывно поднятом демпфере, что дает эффект схожий с игрой на грифе струнного инструмента.

Демпферы (глушители струн, в виде оклеенных войлоком колодочек) (14) располагаются над струнами. При движении вверх заднего конца клавиши поднимается и относящийся к ней демпфер, что позволяет свободно резонировать соответствующей струне. Фигура демпферного механизма (12) оснащена грузиком, призванным обеспечить надлежащее давление демпфера для предотвращения колебания струны. Как только клавиша возвращается в верхнее положение, демпфер полностью опускается на струны.

В наше время используется так называемая «ирландская» система демпферов, наряду с ней какое-то время существовали две других: «венская консольная» и «французская», уступающие первой по эффективности и удобству в эксплуатации.

Видео об устройстве клавишного механизма:

Резонансная дека

Пожалуй, ни к какому другому компоненту фортепиано с момента создания этого инструмента и до сего дня не прикладывалось бы больше стараний для его усовершенствования, чем к резонансной деке. И понятно почему – ведь именно она рождает и проецирует звук, отражая и усиливая колебания струн, обеспечивая богатство звучания рояля.

Представляет она собой деревянный щит, который располагается снизу струн, закрепленный внутри корпуса инструмента.

Дека в рояле традиционно изготавливается из самых ценных пород ели. После тщательного отбора древесина очень медленно и осторожно обрабатывается в климатических камерах. Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели толщиной 9-11 мм.

Интересно, что в начале XIX века толщина деки составляла всего 5-6 мм. Возросшее за это время примерно в четыре раза натяжение струн потребовало соответствующих изменения и в деке. Для этой же цели, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн, а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», расположенных поперек волокон деки. Рипки застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы предать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы предать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается так называемый «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается непосредственно уже самой деке. Штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной. Дискантовые и басовые штеги фрезеруются, в них сверлятся отверстия для штифтов, делаются специальные фаски, после чего устанавливаются штифты.

Нужно отметить, что каждая фортепианная фирма имеет собственную технологию изготовления резонансных дек, отличия при этом могут касаться всех основных параметров деки.

Стальные струны

Устройство рояля

Источником звука в фортепиано являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором». При этом в верхнем диапазоне, как правило от нот F (в концертных) или H-B, хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне.

Материалом для струн служит специальная стальная проволока высокой прочности, чему исторически способствовало то, что с 1812 года немецкий фабрикант Крупп стал выпускать струны холодной протяжки из тигельной стали.

К струнной проволоке предъявляются очень высокие требования в плане прочности, чистоты поверхности, упругости и однородности. Ее диаметр варьируется, как правило, от 0.775 до 1.6 мм, при этом точность составляет плюс-минус 0.005мм. Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку, в один или два слоя (трехслойная навивка встречается крайне редко). В результате чего достигается толщина, необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на рамном штифте, другим – на настроечном колке (вирбеле).

Многим известно, что суммарное натяжение струн в современных больших концертных роялях может зашкаливать за 20 тонн. Интересно, что в начале XIX века это значение было куда скромнее: всего лишь 5-6 тонн. К середине века возросло до 14 тонн, а к концу столетия составило уже все 18 тонн.

Сила натяжения отдельно взятой струны в верхнем регистре, как правило, составляет 75 кгс, а в басах уже будет зашкаливать за 100 кгс (к сравнению, эти показатели соответствуют максимально допустимому суммарному натяжению всех струн у акустической гитары). При этом общее давление струн на деку рояля может достигать 550 кгс и более!

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы струны стали протягивать крест-накрест друг над другом.

Чугунная рама

Чугунная рама одна из важных составных частей рояля. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в рояле, как мы уже поняли, может превышать 20 тонн.

Потребность в подобном остове фортепиано назрела к концу XVIII века, но к цельнолитой массивной чугунной раме пришли лишь в середине XIX века. Первое же время вводились разного рода металлические элементы в виде распорок и пластин, причем пока только для усиления футора, который еще с первых молоточковых фортепиано нес на себе всю нагрузку от натяжения струн.

Со временем эти усиливающие элементы переросли в цельнолитую металлическую раму, а в 1825 году Алфеус Бэбкок из Бостона запатентовал цельнолитую чугунную раму, позволившую дополнительно повысить натяжение струн, увеличив их толщину, и тем самым добиться более сильного и полного тона, а также повысить стабильность строя инструмента.

Чугунная рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн, так что деревянная конструкция футора взяла на себя роль главным образом опоры резонансной деки. Нужно сказать, что были также попытки делать рамы и из других металлов: например, алюминия, за счет чего удавалось заметно уменьшить вес инструмента. Эти эксперименты были вполне оправданы: ведь вес чугунной рамы большого концертного рояля может достигать порядка 180 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус рояля вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты.

Состоит он из двух частей: футора и наружной стенки (обечайки). Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, состоящую из опорной рамы, шпрейцев футора (массивные распорки), горизонтальных и вертикальных брусков. Служит опорой для деки и поддерживает чугунную раму.

Футор рояля изготавливается из целой кипы тонких слоёв, полученных из прочных сортов отборной древесины, которые покрываются клеем и перемещаются в специальный пресс, где им в течение нескольких часов придается необходимая форма, так называемая крыловидная форма – конечная форма рояля.

По такому же принципу изготовляется наружная стенка корпуса рояля (обечайка), которая в дальнейшем приклеивается поверх футора.

Помимо прочих важных компонентов рояля расположенных в его корпусе, здесь же размещается и так называемая колковая доска, или вирбельбанк, с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса рояля и его форма часто несут на себе элементы дизайна, воплощение смелых художественных замыслов и полета фантазии. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность.

На сегодняшний день у многих ведущих производителей роялей имеется линейка продукции отвечающая запросам самых взыскательных в этом плане клиентов. От стилизации под старину до футуристических изысков.

Устройство рояля

Педали

Если эпитет «сердце рояля» по отношению к механике или же деке инструмента чаще всего звучат из уст фортепианных мастеров-фабрикантов, то эпитет «душа рояля» принадлежит уже мастерам исполнителям (Антон Рубинштейн) и слова эти относятся именно к педалям инструмента, умение пользоваться которыми относится к важнейшим элементам пианистического искусства.

Сами педали представляют собой устройства рычажного типа, которые управляются ногами. Сейчас это воспринимается вполне очевидным, хотя раньше управление осуществлялось, как ни странно, коленями, а рычаги находились непосредственно под клавиатурой.

Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, которому в 1781 году был выдан патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современный рояль может иметь две или три педали.

В рояле с двумя педалями они выполняют следующие функции:
– левая педаль («пиано») сдвигает клавиатуру с механикой вправо, чем достигается тихое звучание (молоточек ударяет по струне уже в другом месте, чем обычно, в результате чего вместо трёх струн хора он ударяет только по двум или по одной струне в басовом регистре).
– с помощью правой педали все демпферы поднимаются, так что после отпускания клавиш соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным.

У рояля с тремя педалями крайние выполняют те же функции, которые были описаны выше, а средняя может иметь различные назначения:
– в больших роялях это чаще всего педаль «состенуто». При ее нажатии поднятые над нажатыми клавишами демпферы замирают в своем положении и остаются поднятыми и после того, как соответствующие клавиши будут отпущены. То есть эти ноты, независимо от дальнейшей игры, «повисают» продолжая звучать.
– в малых роялях это может быть как педаль «состенуто» так и педаль модератора.
– в некоторых американских роялях средняя педаль поднимает демпферы только в басовом регистре.

В последнее время некоторые фирмы стали использовать в своих роялях четвертую педаль, так называемую harmonic pedal. Которая была изобретена в 80-е годы прошлого столетия во Франции Денисом де ля Рошфодье (Denis de la Rochefordière).

При ее использовании незадействованные во время игры струны (струны не нажатых клавиш) оказываются открытыми (не заглушаются демпферами), в результате чего они приходят в колебание от игровых струн под действием резонанса, тем самым создавая характерный фон, ни как не влияющий при этом на звукопередачу самой музыки.

Для удобства использования педаль совмещает в себе сразу функции и правой педали «форте» и harmonic педали. При этом эффект резонанса обертонов достигается за счет частичного нажатия педали. При полном нажатии она функционирует как педаль «форте».

Устройство рояля

Устройство рояля

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Наружная стенка
6. Футор
7. Педали
8. Шпрейцы футора
9. Штег
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Постель деки
13. Вирбельбанк
14. Штульрама
15. Клавиатурный клап
16. Ножка рояля
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Если статья не показалась вам достаточно наглядным пособием по внутреннему устройству рояля, то данное видео поможет разобраться в предмете раз и навсегда (18+):

Польза игры на фортепиано

Польза игры на фортепиано

О пользе музыки для детского развития есть множество исследований. Музыка улучшает социальную адаптацию и развивает интеллектуальные способности, в том числе способности к обучению и к языкам. Пианино — обязательный инструмент для начинающего музыканта, отлично развивающий ко всему прочему мелкую моторику.

Чем отличается рояль от пианино

Чем отличается рояль от пианино

Такие слова как пианино, рояль и фортепиано зачастую перемешаны в сознании людей, хотя на самом деле все очень просто: фортепиано это и есть тот самый клавишный струнный инструмент, в котором звук возникает за счет удара молоточка по струне, что и отличает его от других видов инструментов. А пианино и рояль – это только формы, разновидности этого инструмента. И в этой заметке мы подробно разберём, чем отличается рояль от пианино.

Устройство пианино

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Фортепиано Российской Империи

Фортепиано Российской Империи

Краткий исторический очерк о великих фабриках по производству фортепиано в Российской Империи.

Как делают фортепиано

Как делают фортепиано

Крайне привлекательный в своей подробности материал о том, как делают фортепиано. Специально для тех, кто хочет узнать кучу новых слов, посмотреть картинки с фабрики и порадоваться тому, что пианино не нужно собирать своими руками, как мебель из IKEA.

Как выбрать б/у пианино?

Как выбрать б/у пианино?

Всё, что вы хотели знать про выбор б/у пианино для того, чтобы выглядеть экспертом в глазах продавца. А так же для того, чтобы не купить то, что уничтожит вашу любовь к музыке.

История фортепиано

История фортепиано

В современном мире существует огромное количество различных музыкальных инструментов, любой из которых имеет свою неповторимую историю. История фортепиано стоит особняком хотя бы потому, что именно фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов.

Юстировочные винты рояля для чего нужны

Устройство механизма рояля

Многие конструкции механизмов рояля, такие, как венские, английские (во всех их видоизменениях), ранние конструкции фирм «Эрар», «Герц», «Блютнер», ушли в область истории. Уже около 60 лет в роялях применяют исключительно швандеровские и стейнвейновские варианты механизмов двойной репетиции. Это лучшее, что создала конструкторская мысль в отношении игровых и репетиционных качеств. Поэтому изучение конструкции и основы тех­нологии ремонтных работ ведется применительно к этим рояльным механизмам. Учитывая, что в обращении еще находится значи­тельное количество роялей с механизмами старых конструкций, здесь рассматриваются специфические вопросы их ремонта и наладки отдельно для каждого типа.

Рис. 1. Механизм рояля системы «Швандер»:

1— клавиша; 2— пилот; 3 — нижний рычаг; 4 — шпилер; 5 — ауслезерная пупка; 6 — репетиционный рычаг; 7 — фенгер; 8 — молоточковый узел; 9 — молоточный капсюль; 10 — винт абкник; И — контрклавиатурная фигура; 12 — демпферный кап­сюль; 13 — демпферная ложка; 14 — шультерный барабанчик

Механизм рояля (рис. 1) состоит из тех же четырех узлов, что и механизм пианино: клавишного, фигурного, молоточкового, демпферного. Однако, поскольку струнная одежда рояля расположена горизонтально, то и игровой механизм полностью горизонтален, что влияет на его действие. В рояльном механизме все передаточные рычаги после рабочего хода возвращаются в исходное положение главным образом за счет своего веса.

Конструктивно клавиатура рояля почти не изменяется по сравнению с клавиатурой пианино, только изгиб клавиш за границей лицевой части делается двойным. Особенность эта связана с тем, что хвостовая часть клавиш, на которой размещены пилоты и фен- геры, должна совмещаться с молоточками и фигурами, т. е. быть параллельной им и лицевой части клавиатуры. Пилоты в роялях — всегда короткие латунные винты с цельной цилиндрической головкой, имеющей отверстия для поворачи­вания проволокой.

На задние концы клавиш наклеивают суконные подушечки для контакта с демпферными фигурами.
Клавиатурная рама рояля массивнее, чем в пианино, во-первых, потому что к ней привинчивается молоточковый механизм, Bo-вторых, весь тяжелый механизм вместе с клавиатурой постоянно смещается в корпусе рояля от действия левой педали и выдвигается наружу из корпуса при исправлениях, регулировках.

Фигурный узел — это комплект репетиционных фигур, навинченных на плоский брусок — фигурный лейстик. Каждая репетиционная фигура состоит из двух частей: нижнего рычага с фигурным выступом и присоединенного к нему сверху шарнирно репетицион­ного рычага. Для этого на нижней фигуре имеется задняя стойка с капсюльной вилочкой. В швандеровских механизмах есть еще одна стойка (более короткая), помещаемая ближе к переднему краю нижней фигуры: она является упором, ограничивающим ход верхней репетиционной фигуры и шпилера. Передний конец нижней фигуры отфрезерован капсюльной вилкой, в которой на оси вращается шпилер.

Репетиционный рычаг предназначен для поддержания молоточкового узла на весу. Будучи насажен на одну ось, он поворачивается наподобие коромысла, но прогнуться вниз под тяжестью молоточкового узла ему не дает короткий конец репетиционной пружины, закрепленной на штифте в прорези заднего конца. В пе­редней части репетиционного рычага сделано прямоугольное окошечко для прохода шпилера. Отступя от него, просверлено небольшое отверстие для винта, который завинчивается в переднюю упорную стойку нижней фигуры и регулирует высоту репетиционного рычага. Важную роль в работе механизма играет репетиционная пружина. В швандеровских механизмах она имеет один длинный конец с крючком, зацепляемым за нитяную петельку шпилера. Таким образом, длинная часть пружины работает не только на подъем репетиционного рычага, но и как шпилерная, оттягивая его в исходную позицию. Для регулирования силы пружины в ре­петиционном рычаге (ближе к его концу) имеется небольшой вин­тик, создающий необходимое давление на короткий отросток пружины. Для регулирования установки шпилера через него пропущен винт с пупкой, упирающейся в переднюю стойку нижней фигуры.

Рис. 2. Механизм рояля фирмы «Стейнвей»:

1 — задняя стойка фигуры; 2 — шпилерная часть пружины; 3 — репетиционная часть пружины; 4 — стойка упора шпилеоа- 5 — установочный винт репетиционного рычага; 6 — крючок репетиционного рычага

Конструкция репетиционной фигуры в механизмах фирмы «Стейнвей» (рис. 2) несколько отлична. В ней имеется только одна промежуточная стойка, держащая ось репетиционного рычага. В этой же стойке закреплена пружина с двумя длинными концами. Верхний конец входит в желобок репетиционного рычага, отжимая его вверх: нижний конец опирается на выступ с канавкой в нижней части шпилера, оттягивая его назад. Для упора шпилера в нижний рычаг вделана металлическая ложка. Репетиционная пружина не имеет регулировочных винтов. Высота репети­ционного рычага устанавливается вертикальным винтом с пупкой, пропущенным через репетиционный рычаг, ближе к его заднему концу.

Предел опускания репетиционного рычага регулируют металлическим крючком, ввинченным в нижнюю фигуру, ближе к ее заднему концу.
Молоточковый узел механизма рояля отличается от аналогичного узла пианино. Молоточковые керны рояля имеют удлиненный хвостовик для контакта с фенгерами. Гаммерштили здесь более массивны, их концы обработаны капсюльной вилкой, присоединяемой осью к капсюлю. Капсюли привинчиваются к плоскому бруску — гаммербанку. В репетиционных механизмах нет привыч­ных шультеров пианино, здесь их заменяют круглые барабанчики, оклеенные замшей. Каждый барабанчик приделан снизу гаммер-штиля, так как в него упирается головка шпилера, выходящая через окошечко в репетиционном рычаге.

Предел подъема репетиционных рычагов регулируют малень­ким винтиком с закругленной шляпкой снизу, ввинченным в молоточковый капсюль. Этот винтик называют «абкник», что значит «вышибающий». В рояле ложе для молоточков называют гаммер-лейстиком. Эта прочная деревянная рейка, оклеенная сверху польстером и укрепляемая на штырях, ввинченных в дюралевые стойки механизма. Шпилеры в рояльных механизмах выключаются ауслезерными пупками, насаженными под гаммербанком над хвостовиками шпилеров.

Количество демпферов в рояле всегда 65—70 штук. Головки насаживают на демпферные проволоки, которые проходят через линейку с отверстиями, выклеенными суконными втулочками. Эта линейка, называемая демпферным лейстиком, привинчивается на краю резонансовой деки. Концы демпферных проволок пропущены в демпферные капсюли и зажаты винтиками. Капсюли соединены осью с основными демпферными фигурами — горизонтальными рычажками, смонтированными на длинном бруске, привинченном к среднику футора. Концы демпферных фигур располагаются над задними концами клавиш, поэтому фигуры называют также контр­клавиатурными.
Принцип действия демпферного узла простой: при нажатии любой клавиши ее конец, поднимаясь вверх, входит в контакт с контрклавиатурной фигурой, поднимает ее вверх вместе с демп­фером, открывая таким образом струны. На обратном ходу демпфер под тяжестью веса головки, проволоки и фигуры падает вниз и заглушает струны.

Под контрклавиатурными фигурами на шарнирах подвешена подъемная доска, которую подпирает вертикальный подъемный шток, пропущенный через отверстие в штульраме; нижний конец штока стоит на горизонтальном рычаге-качалке педального меха­низма, привинченном снизу штульрамы. Если нажимать правую педаль, шток под давлением качалки повернет вверх подъемную доску, она поднимет одновременно все демпферы, открывая струны для звучания. Таково действие педали forte.

Педаль piano действует в рояле по-особому. При нажатии левой педали связанная с ней подъемная палка поворачивает металлический угольник — фершибунг, укрепленный на оси в плоской петле, врезанной в штульраму. Выступающий из отверстия над поверхностью штульрамы штырь этого угольника давит на примыкающий к нему поперечный брусок клавиатурной рамы, весь механизм сдвигается поперек направления струн на несколько миллиметров.

Таким образом, в момент действия левой педали молоточки возбуждают струнные хоры не полностью, а на одну струну меньше — получается звучание piano. Но действие левой педали в рояле дает еще один эффект: изменение тембра, т. е. окраски звука. При «смешанном» ударе молоточки ударяют по струнам необыгранной частью фильцевой головки, более рыхлой, что заметно смягчает характер звучания. В исходное положение механизм возвращает сильная рессорная пружина, привинченная на уровне клавиатурной рамы к стенке корпуса рояля.

Принцип действия механизма.

При ударе по клавише пилот поднимает фигуру, шпилер толкает молоточек, ауслезерная пупка отводит шпилер из-под шультерного барабанчика. Молоточек, от­скочив после удара от струн, падает на репетиционный рычаг и прогибает его своим весом. Когда клавиша задержана в опущен­ном положении, молоточек на обратном ходу захватывается фенгером. Если в этот момент слегка ослабить давление пальца на клавишу, т. е. допустить ее небольшой подъем вверх, начнется опускание фигуры; освобождающийся от ауслезерной пупки шпилер оттягивается пружиной под шультерный барабанчик. Это же незначительное опускание заднего конца клавиши вызывает разъединение фенгера и молоточка; тогда прогнутая репетиционная пружина распрямится, подбросив коротким толчком репетиционный рычаг и молоточек. Шпилер в этот момент устанавливается под шультерный барабанчик. Так механизм при почти опущенной клавише снова готов к повторению ударов. Эта специфика двой­ной репетиции позволяет почти непрерывно воспроизводить звуча­ние одних и тех же нот. Скорость повторения в лучших механизмах достигает 12—15 ударов в секунду. Все дело в репетиционном рычаге и подпирающей его репетиционной пружине. Они постоянно поддерживают молоточек на весу, позволяя шпилеру входить под барабанчик и давать молоточку очередной толчок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *